среда, 16 июля 2014 г.

Содержание образования: вчера и завтра






Возможно ли дать образование?

"Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Классики советской дидактики И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин подчеркивали: "Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей". Данная функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ и учебников. Содержание образования в данном контексте представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков. В данном типе обучении, которое можно назвать знаниево-ориентированным, считается, что "... глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала".
В образовании личностно-ориентированного человекосообразного типа, представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится...


деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае - не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. Учебный материал оказывается здесь не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, образовательной средой для деятельности ученика.
Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимися для усвоения, во втором - для организации деятельности по созданию иного - личностного содержания образования, которое выступает образовательным продуктом ученика.

В определенном смысле следует считать, что содержание образования - это продукт деятельности ученика....
Таким образом, с позиций человекосообразности "дать" или "передать" образование невозможно. Оно может лишь происходить. Для характеристики образовательной деятельности ученика мы будем применять следующие понятия:
  • изучение, означающее "постичь учением, усвоить в процессе обучения";
  • усвоение, трактуемое как "основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта";
  • познание, то есть "процесс творческой деятельности людей,формирующий их знания";
  • освоение - активное созидательное проникновение ученика в образовательную область или учебный предмет, одновременное создание собственного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий